Лекция I.
Введение в предмет.
Друзья!
Нет ни одного человека, кто хотя бы раз в
жизни не пробовал писать стихи... Обычно это
происходит в ранней юности. Но иногда и
позже.
Не бывает плохих стихов, потому что они
всегда идут из души, из самого сердца... Я,
конечно, говорю о настоящей поэзии. А не о
баловстве...
Стихи могут быть несовершенны по технике,
но они всегда искренни. Очень жаль, если тот,
кто имеет эту искру Божью в душе, перестает
писать... Так сказать, зарывает талант в
землю...
Если у кого-то есть потребность писать -
надо писать. Несмотря ни на что... Потому что
потом будет жалеть, что бросил. Ведь если
стихи не писать, не развивать талант, то
долгое время остаешься на одном уровне, а
потом начинаешь потихоньку умирать как
поэт.
Что же такое - стихи? Это состояние души. Это
не просто рифмованные строчки. При желании
ведь можно зарифмовать и газетную статью. В
стихах обязательно должны присутствовать
образы, эпитеты, сравнения... Стихи - это
выплеск эмоций. Они будят в человеке самое
доброе и чистое, трогают самые сокровенные
струны души...
Позвольте прочесть небольшое свое
стихотворение в тему.
А поэты все немножко дети,
И поэтому витают в облаках.
И поэтому они на этом свете
Непременно ходят в чудаках.
Только если б не было поэтов,
Кто бы рассказал про сказку снов?
Кто бы душу тронул вам сонетом
Про земную грешную любовь?
Кто поведал бы про прелесть лета,
Пробудил прекрасное в сердцах?
Нет, не надо осуждать поэтов.
Пусть себе витают в облаках...
Поэзия - это тот внутренний свет, который не
дает душе очерстветь... Если на небе
зажигаются звезды - значит это кому-то нужно?
Если люди пишут стихи в наше нелегкое время
- значит существует такая потребность души...
Стихи нужны людям, я в этом глубоко убеждена.
И кроме того - написание стихов - это
Творчество... Нет ничего приятнее и в то же
время труднее, чем творить... Но тем, кто
действительно "заболел" стихами - не
излечиться никогда))) И это прекрасно!
Но, как и все на свете, стихосложение имеет
свои правила. Пусть кто-то скажет - он пишет
только для себя, и ему не нужны азы поэтики.
Это в корне неверно. Стихи начинающих
поэтов - это неограненный алмаз. Но если его
огранить, то есть, другими словами, написать
по всем правилам, то это будет бриллиант, и
он заиграет всеми цветами, чтобы зажигать
сердца слушателей и читателей!
Начинающие и пишущие поэты))
Приглашаю вас повысить свой литературный
уровень.
В процессе курса вы сможете ознакомиться с
рифмой и ее разновидностями, метрами и
размерами стиха, строфами, разновидности
стихотворений, требованиями к слогу поэта,
изобразительностью речи и системами
стихосложения.
Тема I.
Рифма и ее разновидности.
Рифма - повторение более и менее сходных
сочетаний звуков, связывающих окончания
двух и более строк или симметрично
расположенных частей стихотворных строк. В
русском классическом стихосложении
основным признаком рифмы является
совпадение ударных гласных. Рифма отмечает
звуковым повтором окончания стиха (клаузулы),
подчеркивая междустрочную паузу, а тем
самым и ритм стиха.
В зависимости от расположения ударений в
рифмующихся словах, рифма бывает: мужская,
женская, дактилическая, гипердактилическая,
точная и неточная.
Мужская рифма
Мужская - рифма с ударением на последнем
слоге в строке.
И море, и буря качали наш челн;
Я, сонный, был предан всей прихоти волн.
Две беспредельности были во мне,
И мной своевольно играли оне.
Женская рифма
Женская - с ударением на предпоследнем
слоге в строке.
Тихой ночью, поздним летом,
Как на небе звезды рдеют,
Как под сумрачным их светом
Нивы дремлющие зреют.
Дактилическая рифма
Дактилическая - с ударением на третьем от
конца строки слоге, что повторяет схему
дактиля - -_ _ (ударный, безударный,
безударный), с чем, собственно, и связано
название этой рифмы.
Девочка во поле с дудочкой ивовой,
Зачем ты поранила веточку вешнюю?
Плачет у губ она утренней иволгой,
плачет все горше и все безутешнее.
Гипердактилическая рифма
Гипердактилическая - с ударением на
четвертом и последующих от конца строки
слогах. Эта рифма на практике встречается
очень редко. Появилась она в произведениях
устного фольклора, где размер как таковой
просматривается далеко не всегда.
Четвертый слог от конца стиха - это не шутка!
Ну, а пример такой рифмы звучит так:
Леший бороду почесывает,
Палку сумрачно обтесывает.
В зависимости от совпадения звуков
различают рифмы точные и неточные.
Но с этим, а также с системами рифмовки мы
ознакомимся с вами на второй лекции.
Спасибо за внимание. Есть ли какие-либо
вопросы? Я с удовольствием отвечу.
Семинарские занятия.
1. Что же такое, по вашему, стихи?
2. Напишите по четверостишию на все
разновидности рифм.
3. Найдите у классиков поэзии по примеру на 2
разновидности рифм.
Назад | Оглавление | Вверх |