Лекция I.

Введение в предмет.

Друзья!
Нет ни одного человека, кто хотя бы раз в жизни не пробовал писать стихи... Обычно это происходит в ранней юности. Но иногда и позже.
Не бывает плохих стихов, потому что они всегда идут из души, из самого сердца... Я, конечно, говорю о настоящей поэзии. А не о баловстве...
Стихи могут быть несовершенны по технике, но они всегда искренни. Очень жаль, если тот, кто имеет эту искру Божью в душе, перестает писать... Так сказать, зарывает талант в землю...
Если у кого-то есть потребность писать - надо писать. Несмотря ни на что... Потому что потом будет жалеть, что бросил. Ведь если стихи не писать, не развивать талант, то долгое время остаешься на одном уровне, а потом начинаешь потихоньку умирать как поэт.
Что же такое - стихи? Это состояние души. Это не просто рифмованные строчки. При желании ведь можно зарифмовать и газетную статью. В стихах обязательно должны присутствовать образы, эпитеты, сравнения... Стихи - это выплеск эмоций. Они будят в человеке самое доброе и чистое, трогают самые сокровенные струны души...
Позвольте прочесть небольшое свое стихотворение в тему.

А поэты все немножко дети,
И поэтому витают в облаках.
И поэтому они на этом свете
Непременно ходят в чудаках.

Только если б не было поэтов,
Кто бы рассказал про сказку снов?
Кто бы душу тронул вам сонетом
Про земную грешную любовь?

Кто поведал бы про прелесть лета,
Пробудил прекрасное в сердцах?
Нет, не надо осуждать поэтов.
Пусть себе витают в облаках...

Поэзия - это тот внутренний свет, который не дает душе очерстветь... Если на небе зажигаются звезды - значит это кому-то нужно? Если люди пишут стихи в наше нелегкое время - значит существует такая потребность души... Стихи нужны людям, я в этом глубоко убеждена.
И кроме того - написание стихов - это Творчество... Нет ничего приятнее и в то же время труднее, чем творить... Но тем, кто действительно "заболел" стихами - не излечиться никогда))) И это прекрасно!

Но, как и все на свете, стихосложение имеет свои правила. Пусть кто-то скажет - он пишет только для себя, и ему не нужны азы поэтики. Это в корне неверно. Стихи начинающих поэтов - это неограненный алмаз. Но если его огранить, то есть, другими словами, написать по всем правилам, то это будет бриллиант, и он заиграет всеми цветами, чтобы зажигать сердца слушателей и читателей!
Начинающие и пишущие поэты))
Приглашаю вас повысить свой литературный уровень.
В процессе курса вы сможете ознакомиться с рифмой и ее разновидностями, метрами и размерами стиха, строфами, разновидности стихотворений, требованиями к слогу поэта, изобразительностью речи и системами стихосложения.

Тема I.
Рифма и ее разновидности.

Рифма - повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха (клаузулы), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.
В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах, рифма бывает: мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая, точная и неточная.

Мужская рифма

Мужская - рифма с ударением на последнем слоге в строке.

И море, и буря качали наш челн;
Я, сонный, был предан всей прихоти волн.
Две беспредельности были во мне,
И мной своевольно играли оне.


Женская рифма

Женская - с ударением на предпоследнем слоге в строке.

Тихой ночью, поздним летом,
Как на небе звезды рдеют,
Как под сумрачным их светом
Нивы дремлющие зреют.


Дактилическая рифма

Дактилическая - с ударением на третьем от конца строки слоге, что повторяет схему дактиля - -_ _ (ударный, безударный, безударный), с чем, собственно, и связано название этой рифмы.

Девочка во поле с дудочкой ивовой,
Зачем ты поранила веточку вешнюю?
Плачет у губ она утренней иволгой,
плачет все горше и все безутешнее.


Гипердактилическая рифма

Гипердактилическая - с ударением на четвертом и последующих от конца строки слогах. Эта рифма на практике встречается очень редко. Появилась она в произведениях устного фольклора, где размер как таковой просматривается далеко не всегда. Четвертый слог от конца стиха - это не шутка! Ну, а пример такой рифмы звучит так:

Леший бороду почесывает,
Палку сумрачно обтесывает.

В зависимости от совпадения звуков различают рифмы точные и неточные.
Но с этим, а также с системами рифмовки мы ознакомимся с вами на второй лекции. Спасибо за внимание. Есть ли какие-либо вопросы? Я с удовольствием отвечу.

 

Семинарские занятия.
1. Что же такое, по вашему, стихи?
2. Напишите по четверостишию на все разновидности рифм.
3. Найдите у классиков поэзии по примеру на 2 разновидности рифм.

 

Семинар по курсу

Назад Оглавление Вверх

Дальше

Сайт создан в системе uCoz