Рифма точная и неточная
Рифма - повторение более и менее сходных
сочетаний звуков в окончаниях стихотворных
строк или симметрично расположенных частей
стихотворных строк; в русском классическом
стихосложении основным признаком рифмы
является совпадение ударных гласных.
(О.С.Ахманова, Словарь лингвистических
терминов, 1969)
Почему Незнайка был не прав, утверждая, что
"палка - селедка" - тоже рифма? Потому,
что он не знал, что на самом деле рифмуются
не звуки, а фонемы (звук - частная реализация
фонемы) (Р.Якобсон), которые обладают рядом
различительных признаков. И достаточно
совпадения части этих признаков, чтобы
стало возможно рифменное звучание. Чем
меньше совпадающих признаков фонемы, тем
отдаленнее, тем "хуже" созвучие.
Согласные фонемы различаются:
1) по месту образования
2) по способу образования
3) по участию голоса и шума
4) по твердости и мягкости
5) по глухости и звонкости
Признаки эти, очевидно, неравноценны. Так,
фонема П совпадает с фонемой Б по всем
признакам, кроме глухости-звонкости (П -
глухая, Б - звонкая). Такое различие создает
рифму "почти" точную: окоПы - осоБы.
Фонемы П и Т различаются по месту
образования (губная и переднеязычная).
ОкоПе - осоТе - тоже воспринимается как
рифменное звучание, хотя и более отдаленное.
Первые три признака создают различия фонем
более существенные, чем два последние.
Можно обозначить различие фонем по трем
первым признакам, как две условные единицы (у.е.);
по двум последним - как одна. Фонемы,
различающиеся на 1-2 у.е., созвучны. Различия
на 3 и более единиц на наш слух созвучия не
удерживают. Например: П и Г различаются на
три у.е. (место образования - на 2, глухость-звонкость
- на 1). И окоПы - ноГи едва ли можно считать в
наше время рифмой. Еще меньше - окоПы - роЗы,
где П и З отличаются на 4 у.е. (место
образования, способ образования).
Итак, отметим ряды созвучных согласных. Это,
прежде всего, пары твердых и мягких: Т - Т', К -
К', С - С' и т..д., но к таким замещениям
прибегают достаточно редко, так из трех пар
рифм "откоС'е - роСы", "откоСы - роСы"
и "откоСы - роЗы" более предпочтительны
второй и третий варианты.
Замещение глухих-звонких, пожалуй, наиболее
употребительно: П-Б, Т-Д, К-Г, С-З, Ш-Ж, Ф-В (у
боГа - глубоКо, изгиБах - лиПах, стрекоЗы -
коСы, нароДа - налеТа).
Хорошо отзываются друг другу смычные (способ
образования) П-Т-К (глухие) и Б-Д-Г (звонкие).
Соответствующие два ряда фрикативных Ф-С-Ш-Х
(глухие) и В-З-Ж (звонкие). Х не имеет звонкого
аналога, но хорошо и часто сочетается с К.
Эквивалентны Б-В и Б-М. Весьма продуктивны М-Н-Л-Р
в различных сочетаниях. Мягкие варианты
последних часто сочетаются с J и В (России[россиJи]
- сини - силе - красивы).
Итак, завершая наш разговор о точной и
неточной рифме, повторим, что точной рифма
является тогда, когда гласные и согласные
звуки, входящие в созвучные окончания
стихов, в основном совпадают. Точность
рифмы увеличивается и от созвучия
согласных звуков, непосредственно
предшествующих последним ударным гласным в
рифмующихся стихах. Неточная рифма
основана на созвучии одного, реже - двух
звуков.
Системы рифмовки
Раньше в школьном курсе литературы
обязательно изучали основные способы
рифмовки, чтобы дать знание о том
разнообразии положения в строфе
рифмующихся пар (и более) слов, что должно
быть подспорьем любому, хоть раз в жизни
пишущему стихи. Но все забывается, и
основная масса авторов как-то не спешит
разнообразить свои строфы.
Прежде всего хочу объяснить общепринятое
символическое изображение рифм. Одинаковые
рифмы обозначаются одинаковыми буквами - а,
б, в.
Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
Здесь: абаб.
Смежная - рифмовка смежных стихов:
первого со вторым, третьего с четвертым (аабб)
(одинаковыми буквами обозначаются
рифмующиеся друг с другом окончания стихов).
Это наиболее распространенная и очевидная
система рифмовки. Этот способ подвластен
даже детям в детском саду и имеет
преимущество в подборе рифм (ассоциативная
пара появляется в уме сразу же, она не
забивается промежуточными строками). Такие
строфы обладают большей динамикой,
быстрейшим темпом прочтения.
Выткался на озере алый свет зари,
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется - на душе светло.
Следующий способ - перекрестная
рифмовка - пришелся по душе также большому
количеству пишущей публики.
Перекрестная - рифмовка первого стиха с
третьим, второго - с четвертым (абаб)
Хоть схема такой рифмовки с виду как бы чуть
сложнее, но она более гибка в ритмическом
плане и позволяет лучше передать
необходимое настроение. Да и учатся такие
стихи проще - первая пара строк как бы
вытягивает из памяти вторую, рифмующуюся с
ней пару (в то время, как при предыдущем
способе все распадается на отдельные
двустишия).
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Третий способ - кольцевая (в других
источниках - опоясанная, охватная) - уже
имеет меньшее представительство в общей
массе стихотворений.
Кольцевая (опоясанная, охватная) - первый
стих - с четвертым, а второй - с третьим.(абба)
Такая схема может даваться начинающим
несколько сложнее (первая строка как бы
затирается последующей парой рифмующихся
строк).
Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.
И наконец, сплетенная рифма имеет множество
схем. Это обще наименование сложных видов
рифмовки, например: абвабв, абввба и др.
Вдали от солнца и природы,
Вдали от света и искусства,
Вдали от жизни и любви
Мелькнут твои младые годы,
Живые помертвеют чувства,
Мечты развеются твои.
В заключение полезно отметить, что не
всегда следует так уж жестко, строго и
догматично придерживаться неких
канонических форм и шаблонов, ведь, как и в
любом виде искусства, в поэзии всегда есть
место оригинальному. Но, все же, прежде чем
кидаться в безудержное придумывание чего-то
нового и не совсем изведанного, всегда не
мешает удостовериться, что ты все-таки
знаком и с основными канонами.
На этом первая тема завершена. Вопросы?
Семинарские занятия.
1. Когда рифма является точной?
2. Напишите по четверостишию на смежную,
перекрестную, кольцевую и
сплетенную рифмы.
3. Прочитайте свое небольшое стихотворение (не
более 4 четверостиший) и охарактеризуйте -
какими рифмами они написаны.
Назад | Оглавление | Вверх | Дальше |